Поговори со мною, мама!
Задайте себе вопрос, когда вы в последний раз разговаривали со своим ребенком.
"Вчера, только что”, — ответите вы себе. Но давайте задумаемся, что это
было, разговор или односторонний монолог, когда вы читали нотацию
своему чаду за его очередную провинность.
Чаще всего наши разговоры с детьми сводятся к чтению нотаций: мол
нельзя так себя вести, или к риторическому вопросу: "Ну, что нового?…”
Задав вопрос, мы тут же о нем забываем и уже не слышим, что нам говорит
ребенок. А он, пусть даже еще маленький, видя такое отношение, старается
как можно короче ответить или просто молчит, все равно его не слышат.
Но ведь КОНТАКТ с родителями — это едва ли не один
из столпов безопасности вашего ребенка. Именно через КОНТАКТ вы узнаете о
проблемах и вопросах, которые волнуют ваше чадо и, решая с ним его
проблемы, вы помогаете ему научиться правильно вести себя в той или иной
ситуации.
Но почему наши дети не рассказывают нам о своих проблемах?
Отчасти оттого, что именно мы не хотим об этом слышать: то мы очень
заняты работой, то по телевизору идет любимый сериал или футбол, то
газета оказалась очень интересной, и нам не до ребенка, не до его
вопросов. И ребенок остается один на один со своими проблемами. И вдруг
мы замечаем, что ребенок уже вырос, и мы не знаем, о чем он думает,
какие у него друзья и увлечения. И когда мы задаем ему вопрос, то
получаем односложный ответ: "Все в порядке”. Теперь мы хотим поговорить с
ним, но о чем, как найти тот желанный контакт, мы не знаем.
Поэтому первое правило гласит: как можно чаще
говорите с детьми, помогайте решать их, пусть даже пустяковые, по вашему
мнению, проблемы. Сломалась его любимая игрушка — попереживайте вместе с
ним, постарайтесь помочь ребенку в его горе. Не надо думать, что
разговор по дороге домой или в перерыве между фильмами — это достаточно
для вашего ребенка, ему нужно ваше постоянное внимание.
Если ваш ребенок рассказывает вам о том, как прошел день, старайтесь его не перебивать,
слушайте внимательно, и уж ни в коем случае не говорите: "Ты все
придумываешь…” "Такого быть не может”. Не исключено, что в рассказе
ребенка может присутствовать элемент фантазии, но даже
эта фантазия должна на чем-то базироваться. Это может быть связано с
сюжетом фильма, который вы недавно смотрели или напоминать действия
вашего знакомого.
Приведу один небольшой пример, в котором вы можете узнать и себя:
женщина едет в автобусе со своим 5–летним сыном. Мальчик рассказывает ей
о том, как он провел время у дяди Славы, и вдруг неожиданно для матери
делает заключение: "…дядя Слава плохой!” Мать, естественно, задает
вопрос, почему так считает ребенок и мальчик отвечает, что на остановке к
ним подошла бездомная собака и дядя Слава ударил ее ногой, и животное
ударилось о забор. Женщина, не дав ребенку договорить, "бросилась” на
защиту своего знакомого, обвиняя мальчика, что он все это придумал, и что дядя Слава не мог так поступить.
Попробуем разобраться в сложившейся ситуации: во-первых, мать, сама
того не желая, обидела ребенка, обвинив его во лжи, и, следовательно, в
следующий раз мальчик вряд ли захочет поделиться с матерью увиденным, а
значит, увеличивается риск стать жертвой преступления.
Во-вторых, если даже предположить, что ребенок придумал всю историю или
только ее окончание, то все равно его выдумка должна была на чем-то
базироваться, и случай с собакой мог иметь место не в этот день, а в
любой другой, и на месте животного мог быть кто угодно, даже человек.
Из этого следует, что вы должны не только внимательно слушать, но и анализировать все сказанное ребенком,
интересоваться книгами, которые он читает, смотреть фильмы, которые он
смотрит. Но эта связь не должна быть односторонней, т.е. вы
интересуетесь его делами, но к своим его не допускаете. При таком
варианте вы скоро увидите, что ребенок вам полностью не доверяет, что-то
утаивает от вас. Поэтому старайтесь совместно с ним решать не только
его проблемы, но и свои, расскажите ему о том, что вас волнует. И тогда у
вас будет с ребенком полный КОНТАКТ, а значит, вы сможете его обезопасить и помочь ему вовремя принять правильное решение.
Источник: ИМС НЕВРОНЕТ
|