Надёжные и проверенные способы превращения детского страха во взрослые страхи
Способ
первый. Вообще ничего, по возможности, ребёнку не объясняйте. Не
давайте рассматривать. От жуков и пауков держите подальше. Хорошо бы,
чтобы вы сами как следует их боялись. Или чуть-чуть. Но ребёнку об этом
знать не надо. Просто говорите ему: «Нельзя», «Я так сказала» и т.п.
Главное — не объясняйте, почему нельзя.
Убойный
способ. Чтобы ваш ребёнок, когда вырастет, ходил к психологу,
обязательно говорите про свои страхи, например, так: «Отойди от собаки —
она тебя сейчас укусит. Не ходи на лёд — упадёшь и разобьёшь голову. Не
залезай на лесенку — упадёшь и сломаешь руки и ноги». Хотя нет, вру,
тут он до психолога уже не дойдёт. Он просто всё сломает, разобьёт и
«укусит» себе ещё раньше. Ещё лучше, если вы ему всё это разрешаете, а
вышесказанное думаете про себя.
Ещё
один способ. Когда ребёнок упал, ударился и плачет, пугайтесь за него.
Вскрикивайте — резко и громко (многие бабушки так умеют — поучитесь у
них) и дальше нервно дёргайте его, осматривайте. Ищите обязательно
большое и сильное повреждение, которое обязательно скажется на его
поступлении в институт. Если не нашли — скажите ему: «Это сейчас ничего
нет, а к вечеру обязательно появится». И, если есть идеи, ЧТО появится,
пусть даже бредовые, — поподробнее… И даже если к вечеру не появится —
всё-таки верьте, что уж в подростковом возрасте это точно скажется на
дисфункции чего-нибудь… Поэтому, на всякий случай, сходите с ним к
окулисту, лору, травматологу, хирургу, ортопеду… Да, и к неврологу —
потому что от нервов все болезни.
Другой
хороший способ, чтоб следующий раз боялся, — сказать: «Ну вот. Опять!
Какой неуклюжий… Да (это подруге), он у нас такой… не то, что твоя
Юлечка…» Лучше это сказать наибольшему количеству людей — соберите
небольшой митинг. И по телефону, пока идёте с ним домой, позвоните хотя
бы трём подругам и расскажите о том, как «ваш неуклюжий» опять свалился.
И как это безнадёжно. И всегда будет происходить.
Ещё
хороший способ — поплачьте вместе с ребёнком, и подольше! Со словами
«Что же нам теперь делать! Как же тебе больно! Ах, ты мой бедный! Давай я
тебя понесу на ручках!» (Хорошо, если ему в этот момент лет шесть, а
лучше — шестнадцать). И, знаете (так, на всякий случай, вы же не врач)
вызовите «скорую помощь» — попросите их там, чтобы как следует, с
сиреной, приехала. Вы же понимаете, что так пострашнее. И волнуйтесь:
что же она не едет?!
Допустим,
ваш ребёнок боится лифта. Да и живёте вы с ним на первом этаже. А
ребёнку лет так 10. Ни в коем случае не разрешайте ему на нём ездить! И
сами с ним никогда не ездите! И не говорите про кнопку, которая там
есть, чтобы вызывать лифтёров, если застрянет.
Рассказывайте ему истории про то, как
люди застревали в лифте, про то, что там недостаточно кислорода для
дыхания. И лучше даже не ему прямо. А с кем-нибудь поэмоциональней
обсуждайте в другой комнате, но чтобы он слышал. Только не проговоритесь
случайно о том, чем дело закончилось: вся эта скукота, как пришли
лифтёры, открыли двери, люди вышли — ничего интересного…
А, да! Ещё есть много хороших фильмов,
где падают лифты. «Скорость», например. Рекомендуйте их детям. И пусть
лучше одни смотрят. А если с вами, то в моменты падения пугайтесь,
закрывайте глаза, выбегайте из комнаты.
Или вариант два: «Вот видишь, что бывает
(назидательно), все эти люди погибли!!!» — и усиливайте эмоциональный
эффект интонационно. Обсуждайте фильм по телефону или с кем-то из
родных. И не обращайте внимание на побледневшее лицо ребёнка и застывшее
выражение лица. Устал он, уроков много…
Вот
хорошая тема — с землетрясениями и вулканами. Сейчас актуальная. Очень
важно — побольше таинственности. Во-первых, детям не надо знать никакого
устройства Земли — а то вдруг испугаются вулканов. А во-вторых, это
вообще не для детей. Это серьёзно. Это мировая катастрофа!!!
Да,
вот что ещё хорошо, когда испугается. Особенно маленький. Он обычно
орёт, как ненормальный. Прекращайте это немедленно. И скажите: «Ничего
страшного. Что ты так орёшь (или кто покультурнее: раскричался)?!» Пусть
этот огромный страх, который он пытается выкрикнуть, остаётся у него
внутри — мы ведь к этому стремимся, правда? Ну, или нам просто тишины
захотелось. Имеем право. Ерунда это, что он испугался. Как там говорил
известный герой: «И незачем так орать…»
И
ещё не слушайте его, когда он говорит: «Я боюсь этого дядю с бородой».
Представляете, боится вот этого гениального педагога, который проводит
такие замечательные музыкальные занятия, которые так вам нравятся! Ну
да, он с бородой, и голос у него низкий. Да ладно, побоится и
перестанет… Как перестанет? Да не вникайте — сам перестанет! Ну,
подумаешь, писаться начнёт, зато на флейте играть научится!
Да.
Высота и самолёты. Побольше историй, конечно, как они падают. И ещё
никогда не разрешайте ниоткуда прыгать. Даже на мягкие маты — ноги
сломает. И для самолётов хорошая штучка: «Ты отвечаешь за всё».
Постарайтесь ребёнка так воспитывать, чтобы он надеялся и рассчитывал
только на себя — и тогда в самолёте ему будет точно фигово: он же не
пилот и от него ничего не зависит!
Про
боязнь публичных выступлений. Ну, это совсем легко. Побольше
критикуйте. Лучше прямо всё, что ребёнок ни сделает. Если даже вам
кажется, что здорово, и вам самому нравится — постарайтесь, не ленитесь,
найдите что-нибудь неудачное.
Ещё
хорошо, чтобы был у ребёнка идеал, ну какой-нибудь образец для
подражания, желательно недосягаемый — чтобы он к нему тянулся. Неважно,
что вы не идеальны, пусть вас это не волнует! Пусть хотя бы ваш ребёнок
всего достигнет и добьётся!
Наплюйте на любовь, нежность и тёплые
чувства к нему — особенно, когда пойдёт в школу! Теперь не до этого. Он
уже вырос! Вот когда начнёт приносить пятёрки — тогда будете его любить.
Ещё
хорошо — когда ребёнок совсем маленький — играть с ним в такие весёлые
игры: пугать из-за угла неожиданно, чтобы он не знал заранее. Это можно
доверить папам — им же надо от работы отвлечься, да и с ребёнком
поиграть. Сажайте куда-нибудь высоко и не снимайте подольше. И главное,
вот когда совсем маленький, все опасные предметы, которые падают — или
ставьте так, чтобы они действительно легко могли на него упасть, или
убирайте подальше, чтобы он их никогда не видел. Достанете, когда
вырастет и научится с ними обращаться. Когда? Я же говорю — когда
научится. Главное, сами ему не показывайте и не объясняйте. Лучше
поучите с ним буквы (это с двух лет примерно), читать пусть начинает, да
и телевизор уже пора смотреть.
Вода.
Холодная — простудится, горячая — обожжётся. Знаете, надеюсь. А ему
лучше не знать. Делайте ему сами всегда тёплую. Ну мало ли — он
удивится, когда осенью в лужу ледяную в 30 лет наступит и будет всю
жизнь бояться простыть и кутаться. Зато сейчас, в два года, не простынет
и не обожжётся!!!
А вот ещё хороший способ, чтобы воды
боялся: затаскивайте насильно в воду — и пусть плывёт! Ну, вы же слышали
про этот хороший способ научить плавать! Вон, Сашка соседский так
научился. Да не обращайте вы внимания, что Сашка родителей ненавидит (он
же подросток — они все такие).
Ещё
для страха хорошо, когда обзывают трусом. Оооооо! Это суперский способ.
Особенно эффективен для мальчиков (особенно, когда им плакать нельзя,
про что вам кто-нибудь, надеюсь, уже сказал). Так вот, девчонка трусиха —
это ещё ладно, а мальчик…! Легко это родителям слышать от других? Лучше
сами его обзывайте трусом — чтоб становился от этого сильным и храбрым.
Это особенно рекомендую делать папам. Им это легко, они же все очень
смелые и не боятся.
Добавлю
ещё, пожалуй: никаких преград и препятствий в детстве! Поменьше. Пусть
растёт в тёплой, любящей, поддерживающей обстановке. Вы ведь не изверги!
Это в сочетании со всем остальным или даже без — очень хорошо, чтобы
бояться пробовать новое и развиваться.
И в
заключение. Совет по плодотворному размножению, укоренению страха, для
освоения им новых и новых территорий ваших и ваших детей: если боишься,
лучше не знать, чего боишься и не хотеть узнавать.
Постскриптум. Советы составлены на основе реальных историй, взрослых и детских, личных и накопленных при работе с клиентами психологов.
Надеюсь, при чтении читатели использовали чувство юмора.
————
Лариса Журавлёва, г. Москва
«Газета для родителей», №11/77 ноябрь 2011
|